Чем обусловлены размеры черных дыр?

Галактика
Массивная чёрная дыра в центре спиральной галактики. Авторы и права: NASA.

Астрофизики давно предполагали, что колоссальные размеры сверхмассивных чёрных дыр, находящихся в ядрах большинства галактик, сильно зависят от количества звёзд, из которых состоят эти галактики – однако в действительности всё оказалось намного сложнее.

Каждая галактика находится внутри массивного кокона, состоящего из тёмной материи (невидимой материи) составляющей по предположениям учёных более восьмидесяти процентов всего вещества, имеющегося в нашей Вселенной. Чем массивнее галактика, тем массивнее и гало окружающее её. Звёзды, которые мы можем увидеть в определенной галактике являются лишь крошечной долей от общей массы самой галактики – гало может простираться на десятки тысяч парсек от наблюдаемой границы галактики.

Таким образом если всю галактику представить в виде колеса, то звезды и газ, которые мы видим, будут являться всего лишь “осью”, остальная же часть “колеса” будет углубляться далеко внутрь межгалактического пространства, однако, поскольку эта часть не взаимодействует с электромагнитным излучением (видимым светом), то большую часть “колеса” невозможно увидеть.

Хотя астрономам довольно давно известны эти ореолы, их гравитационное взаимодействие с обычной материей (газ, звёзды и планеты) в самих галактиках ещё практически не изучено. Сейчас астрофизики сконцентрировали всё своё внимание на процессе эволюции чёрной дыры, находящейся под воздействием этого невидимого гало.

“Вероятнее всего имеется некая загадочная связь объясняющая количество тёмной материи вокруг галактики, а также размер её центральной сверхмассивной чёрной дыры, не глядя на то что эти объекты имеют совершенно разные масштабы”, – сказал главный автор исследования Акос Богдан (Akos Bogdan) из Гарвардского центра астрофизики.

Выводы Богдана, в соавторстве с Энди Гулдингом (Andy Golding )П из Принстонского университета, были приняты к публикации в The Astrophysical Journal.

Большинство галактик, как полагают исследователи, имеют сверхмассивные чёрные дыры в своих ядрах и, рассмотрев более трёх тысяч эллиптических галактик, Богдан и Гулдинг могут примерно судить о массах космических монстров располагающихся в их центрах, для этого они изучили скорости звёзд, проносящихся мимо этих сверхмассивных объектов.

Далее, чтобы рассчитать общую массу рассматриваемых галактик, исследователи провели анализ рентгеновских лучей, которые генерируются горячим газом, содержащимся в галактике. Чем интенсивнее было излучение, генерируемое газом, тем больших масс были галактики.

Исходя из полученных данных астрофизики пришли к выводу о тесной связи между количеством тёмной материи и размерами чёрных дыр.