40 лет со дня открытия Харона

Харон
Самый большой спутник Плутона, Харон, покрылся трещинами после того, как жидкая мантия замёрзла и расширилась. Авторы и права: NASA / JHUAPL / SwRI.

На сегодняшний день у Плутона обнаружено пять спутников. Его самый массивный спутник Харон, является также самым большим спутником в Солнечной системе относительно своей родительской планеты. Этот спутник настолько велик, что Плутон и Харон классифицируются как двойная планета. Тем не менее, 40 лет назад учёные даже не знали о том, что Харон существует.

В 1978 году Джеймс Кристи (James Christy) использовал телескоп в военно-морской обсерватории США в Аризоне, чтобы уточнить орбиту Плутона. 22 июня астроном заметил небольшую структуру. Когда он посмотрел другие изображения, он заметил, что точка переместилась с одной стороны на другую. Кристи предположил, что Плутон либо имеет естественный спутник, либо огромную гору, которая возвышалась на тысячи километров над поверхностью планеты.

2 июля 1978 года новые изображения предоставили доказательства существования у Плутона спутника и через пять дней Кристи вместе с коллегой Робертом Харрингтоном (Robert Harrington) объявили о новом открытии.

Спустя несколько десятилетий к Плутону и Харону была отправлена миссия “Новые Горизонты” (НАСА).

По традиции, человек, который обнаружил спутник, может предложить название для него. Кристи хотел назвать спутник в честь своей жены. И, хотя её полное имя Шарлин (Charlene), друзья и семья называли её “Char”. Поскольку Кристи думал о протонах и электронах, Кристи добавил “-on” и предложил новое имя.

Ожидая, пока предложение будет одобрено, Кристи к своему удивлению, обнаружил, что Харон являлся мифологическим паромщиком, который перевозил души через реку Ахерон, одну из мифических рек, окружающих подземный мир Плутона. Тогда астроном понял, что его предложение идеально подходит для компаньона Плутона.

Когда космический аппарат “Новые Горизонты” прибыл к Плутону 14 июля 2015 года, астрономы увидели, что Харон был невероятным миром. На первых изображениях иследователи увидели гигантские горы, огромные каньоны, красную полярную шапку, оползни и различные структуры на поверхности.

“Даже если бы Плутона не было, Харон мог бы стать интересным местом для исследований”, – отметили исследователи миссии “Новые Горизонты”. “Это гораздо более захватывающий мир, чем мы себе представляли”.

Харон имеет каньон, который в четыре раза длиннее Гранд-Каньона и в два раза глубже его в некоторых местах. Разлом предполагает титанический геологический процесс, который случился в ранней истории Харона.

Северный полюс Харона окрашен в красный цвет. Метан, выходящий с поверхности Плутона, попадает в ловушку и притягивается Хароном, где он и замерзает. Ультрафиолетовый солнечный свет превращает метан в более тяжёлые углеводороды и, в конечном итоге, в красноватый органический материал, известный как толины.

Для Джима Кристи, 40-летняя эволюция видения Харона, который из маленькой, размытой точки, превратился в мир с большим количеством деталей, оказалась действительно удивительной.