Бури на Уране

Уран
«Южное кольцо» и яркое облако на севере Урана. Авторы и права: NASA / ESA / M. Showalter (SETI Institute).

Иногда первые впечатления обманчивы. Когда космический корабль “Вояджер-2” пролетел мимо Урана в 1986 году, и сфотографировал газового титана крупным планом, перед учёными открылась весьма невыразительная картина. К тому времени, исследователи уже успели увидеть красивые яркие цвета и полосы на Юпитере и Сатурне. На фоне этих планет Уран отличался своей “неинтересной” атмосферой без каких-либо образований, пятен или полос. К сожалению, отсутствие каких-либо явлений в атмосфере гиганта стало тем фактором, который больше всего запомнился и который упоминают при описании планеты.

И вот, спустя 28 лет мы узнаём, что атмосфера Урана представляет из себя значительно более сложный мир, чем предполагалось ранее. Два новых исследования, доказывают, что Уран является бурной планетой, а изображения, полученные с помощью “Вояджер-2” предоставят намного больше интересной информации при их дальнейшем более детальном изучении.

Для получения новых данных из старых изображений, астроном Эрих Каркошка (Erich Karkoshka) из аризонского университета, использовал более полутора тысяч снимков наложенных друг на друга. Это позволило ему обнаружить изменения в атмосфере Урана, которые показывают, что южное полушарие движется иначе, чем в тех же регионах других газовых гигантов. Поскольку для наблюдения с орбиты доступно только около 1% атмосферы, исследователи могут понять, что происходит с оставшимися 99 процентами, только лишь изучая этот небольшой верхний слой атмосферы.

«Некоторые из этих особенностей, вероятно, являются конвективными облаками, которые образуются в результате восходящих потоков и конденсации. Некоторые из этих облаков, простираются на сотни километров», – заявил Эрих в своем пресс-релизе.

Изучение этих облаков поможет получить более подробную информацию о поверхности планеты. На сегодняшний день все данные о поверхности Урана получены на основе его магнитного и гравитационного полей. Для получения более подробной информации необходим запуск зонда к более глубоким слоям атмосферы планеты.

Вояджер-2
Космический аппарат “Вояджер-2”, запуск которого был осуществлён в 1977 году. Авторы и права: NASA.

Исходя из результатов нового исследования оказалось, что штормы в атмосфере возникают гораздо чаще, чем предполагалось ранее. Размеры штормов настолько велики, что в первые дни своего существования, их можно наблюдать с Земли.

Как предполагают исследователи основным источником энергии на Уране является Солнце, поскольку у планеты нет внутреннего источника тепла. Однако на снимках, полученных в 2007 году, когда Солнце освещало южное полушарие Урана, было замечено порядка восьми больших вспышек в северном полушарии планеты. Чем были вызваны эти бури до сих пор неизвестно, но исследователи продолжают изучать атмосферу Урана, надеясь получить ответы на свои вопросы. Как знать, возможно в глубинах планеты скрываются и другие источники энергии.