Хаббл сфокусировался на массивном скоплении галактик

Скопление галактик
На первый взгляд, на этом изображении Хаббла доминирует спиральная галактика в левом нижнем углу. Однако самое интересное – галактический кластер SDSS J0333-0651 – находится далеко за ней. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble.

Галактические скопления – это самые крупные, стабильные системы во Вселенной. Они могут состоять из тысяч галактик, удерживаемых вместе гравитационными силами. Впечатляющее новое изображение космического телескопа Хаббл (НАСА / ЕКА) показывает одну из этих колоссальных систем – галактический кластер под названием SDSS J0333-0651.

Галактики не распределяются в пространстве случайным образом; все они собираются вместе под действием непобедимой силы гравитации, чтобы сформировать кластеры.

На протяжении очень долгого времени галактические скопления считались крупнейшими структурами во Вселенной – до тех пор, пока они не были сброшены с пьедестала в 1980-х годах, после открытия сверхскоплений.

Однако кластеры, в отличии от сверхскоплений удерживаются вместе под действием сил тяжести, поэтому они всё ещё сохраняют звания самых больших структур во Вселенной, связанных гравитацией.

Галактические скопления являются отличными лабораториями для изучения взаимосвязи между распределением тёмной и видимой материей.

В 1937 году швейцарский астроном Фриц Цвикки (Fritz Zwicky) понял, что видимая составляющая скопления галактик занимает лишь небольшую часть общей массы. Около 80-85% материи невидима – это так называемая тёмная материя.

Кроме того, что в галактических скоплениях доминирует тёмная материя, там ещё содержится и огромное количество горячего газа. При охлаждении этот газ излучает в рентгеновском спектре.