Волны, подобные тем, которые контролируют погоду на Земле, теперь найдены на Солнце

Солнце
Солнечные волны Россби являются завихрениями, которые движутся в направлении, противоположном вращению звезды. Они имеют максимальные амплитуды в экваториальных областях Солнца. Авторы и права: MPS / NASA / HormesDesign.

Команда учёных из Института исследований Солнечной системы им. Макса Планка (MPS) и Университета Геттингена, обнаружила новые завихрения на Солнце. Как описано во вчерашнем выпуске Nature Astronomy, эти волны Россби распространяются в направлении, противоположном вращению, достигают максимальных амплитуд на экваторе, а продолжительность их жизни составляет несколько месяцев.

В течение последних сорока лет учёные искали подтверждение для таких волн на Солнце, которые должны присутствовать в каждой вращающейся динамической системе. Теперь они впервые были обнаружены и охарактеризованы. Солнечные волны Россби являются близкими родственниками земных волн Россби, которые, как известно, наблюдаются в атмосфере Земли и её океанах.

Почти на каждой погодной карте северного полушария Земли атмосферные волны Россби являются заметной особенностью. Они проявляются как меандры в потоке, отделяющем холодный полярный воздух на севере от более тёплого субтропического воздуха. Иногда эти волны достигают экваториальных областей и могут даже влиять на погоду в Австралии. В принципе, волны такого типа (часто называемые планетными волнами) возникают на любом вращающемся объекте сферической формы из-за силы Кориолиса. Шестиугольник на северном полюсе Сатурна, также может являться следствием этих явлений.

Существование волн Россби в звёздах было предсказано около сорока лет назад.

“Солнечные волны Россби имеют очень малые амплитуды и периоды в несколько месяцев, поэтому их чрезвычайно сложно обнаружить”, — говорит доктор Лоран Гизон (Laurent Gizon), координатор команды.

Новое исследование потребовало высокоточных наблюдений Солнца на протяжении многих лет. Учёные из MPS проанализировали шестилетний набор данных от инструмента HMI, установленного на борту космической обсерватории SDO (НАСА), которая работает с 2010 года.

“Изображения HMI имеют достаточно высокое пространственное разрешение, чтобы мы могли следить за движением фотосферных гранул на видимой части Солнца”, – говорит доктор Бьёрн Лёптьен (Björn Löptien), учёный из MPS и ведущий автор статьи.

Эти гранулы представляют собой небольшие конвективные ячейки размером около 1500 километров. В своём новом исследовании учёные использовали гранулы в качестве пассивных индикаторов, чтобы выявить основные, гораздо более крупные вихревые потоки, связанные с волнами Россби.

Солнечные волны Россби – это гигантские структуры, с длиной волны, сравнимой с солнечным радиусом. Они являются неотъемлемым компонентом внутренней динамики Солнца, заключили исследователи.

Больше информации: https://www.nature.com/