Согласно данным Gaia звезда Каффау оказалась карликовой

SDSS J102915 + 172927
Данные звезды SDSS J102915 + 172927, полученные в ходе миссии Gaia. Авторы и права: Bonifacio et al., 2018.

Согласно анализу новых данных, предоставленных программой Gaia Data Release 2 (DR2), звезда Каффау, известная на сегодняшний день как одна из старейших звёзд Млечного Пути, является карликовой звездой. Обнаружение было подробно описано 27 апреля в документе, опубликованном на сайте arXivOrg.

Звезда Каффау, также известная как SDSS J102915 + 172927, – тусклая звезда, находящаяся в направлении созвездия Льва, возрастом около 13 миллиардов лет. В 2011 году группа исследователей во главе с Элизабетта Каффау (Elisabetta Caffau) обнаружила, что эта звезда почти целиком состоит из водорода и гелия с крайне низким содержанием более тяжёлых элементов. Такой химический состав удивил астрономов, так как при такой малой массе (около 0,8% массы Солнца) и чрезвычайно низком количестве металлов (в 20 000 раз меньше, чем у Солнца), эта звезда вообще не должна существовать.

Хотя звезда Каффау была предметом нескольких исследований, многие из её свойств оставались неопределенными, как, например, её класс или точное расстояние. Один из предложенных астрономами сценариев предполагал, что звезда является карликовой и располагается на расстоянии 4400 световых лет от Земли, согласно же другому сценарию этот объект является субгигантом и удалён от нас на 20 тысяч световых лет.

Теперь новые данные, предоставленные спутником Gaia (ЕКА) позволили определить, какая из двух предложенных гипотез верна. Набор данных DR2, выпущенный 25 апреля, обеспечивает высокоточные измерения, включая положение в пространстве, параллаксы и движения для более чем одного миллиарда звёзд. Таким образом исследователи во главе с Перкарло Бонифацио (Piercarlo Bonifacio), смогли определить истинную природу SDSS J102915 + 172927.

Согласно опубликованному документу, данные, предоставленные DR2, исключают возможность того, что SDSS J102915 + 172927 является субгигантом, то есть это карликовая звезда. Кроме того, данные говорят о том, что эта звезда была сформирована в области, обогащённой сверхновой типа Ia.

Исследование, опубликованное командой Бонифацио, может помочь в понимании таких бедных металлами, примитивных и старых объектов, как звезда Каффау, дающих важную информацию о процессах звездообразования. В нём также подчёркивается роль пылевого охлаждения и фрагментации, необходимой для образования звезды типа SDSS J102915 + 172927.

Больше информации: https://arxiv.org/