Будущие телескопы помогут найти галактики с активными ядрами

Активное ядро галактики
Центральная область спиральной галактики M77, в которой обнаружена структура с радиусом 700 световых лет и центральным компактным компонентом с радиусом 20 световых лет. Последний представляет собой газообразный тор вокруг AGN. Авторы и права: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Imanishi et al., NASA/ESA Hubble Space Telescope and A. van der Hoeven.

В ядрах большинства галактик находятся сверхмассивные чёрные дыры, которые в миллионы или даже миллиарды раз массивнее нашего Солнца. Материал вблизи таких объектов может попадать на аккреционный диск, вращающийся около чёрной дыры, и когда это происходит, ядра галактик начинают излучать по всему спектру.

Эти активные галактические ядра (AGN) являются одними из самых интересных явлений во внегалактической астрономии и, кроме того, они довольно загадочны. К слову, каждый из вас может наблюдать за этими прекрасными объектами из своего двора, купив подходящий телескоп на telescopes.ru.

Поскольку AGN играют важную роль в эволюции галактик, астрономы заинтересованы в их изучении. Эти объекты сформировались на ранних этапах эволюции Вселенной и поэтому сейчас они находятся на огромных расстояниях от Земли. Именно поэтому AGN выглядят очень слабыми и тусклыми. Астрономы обнаруживают их по очень большому красному смещению.

Астрономы Мэтт Эшби (Matt Ashby), Стив Уиллнер (Steve Willner) и Джованни Фацио (Giovanni Fazio) из CfA использовали инфракрасные данные прибора IRAC, установленного на космическом телескопе Спитцер. В своём исследовании они рассматривали данные, собранные в течении последних 14 лет. В новой работе астрономы обнаружили почти тысячу галактик с переменными инфракрасными источниками, около одного процента от всех обнаруженных на сегодняшний день галактик. По их оценкам, около восьмидесяти процентов этих переменных источников являются AGN, другие – это либо сверхновые, либо ошибочные данные.

Команда также изучила изображения этих источников, полученных телескопом Хаббл и обнаружила, что большинство из них, вероятно, появились, в результате столкновения двух галактик в прошлом. Результаты работы показали, что благодаря инфракрасной изменчивости можно идентифицировать галактики с AGN.

Больше информации: https://academic.oup.com/