Чёрная дыра и звёздные ветры остановили формирование звёзд в NGC 6240

Изображение NGC 6240, полученное телескопом Хаббл в ближнем инфракрасном и видимом диапазонах спектра. Авторы и права: NASA, ESA, Hubble Heritage (STScI / AURA), A. Evans (U. Virginia / NRAO / Stony Brook U.).

Исследователи из Колорадского университета в Боулдере завершили беспрецедентную работу по изучению двойных галактик на заключительных этапах слияния.

Одной из целей нового исследования, проведённого под руководством Франсиско Мюллера-Санчеса (Francisco Müller-Sánchez) стала галактика NGC 6240. Хотя в большинстве галактик во Вселенной содержится всего одна сверхмассивная чёрная дыра, NGC 6240 имеет два таких объекта, которые в скором времени должны слиться.

Исследование показало, что материал, выброшенный этими чёрными дырами и звёздные ветра, способствовали созданию необычной формы галактики.

Команда сосредоточила своё внимание на NGC 6240, отчасти и потому, что галактики с двумя сверхмассивными чёрными дырами в их центрах относительно редки. В отличие от Млечного Пути, который выглядит, как относительно аккуратный диск, струи газа из центральной области NGC 6240 простираются более чем на 30 000 световых лет в космическое пространство.

“Галактики с одной сверхмассивной чёрной дырой не могут иметь такую удивительную форму”, – сказал Мюллер-Санчес.

В исследовании, которое было опубликовано сегодня в журнале Nature, говорится, что галактику NGC 6240 породили две разные силы. Например, левая часть галактической бабочки появилась под воздействием звёздных ветров, а правую часть сформировал материал, выброшенный двойной чёрной дырой.

Эти два процесса перераспределяют значительное количество вещества в галактике (примерно в 100 раз большее, чем масса Солнца, каждый год).

Такой отток может иметь большие последствия для самой галактики. Например, он может привести к остановке процессов звездообразования, которые неразрывно связаны с взаимодействием галактик.