Обнаружена самая далёкая звезда

Далёкая звезда
Снимок галактического кластера MACS J1149.5 + 2223, полученный в 2014 году в рамках программы Frontier Fields. Верхнее правое изображение показывает положение звезды, наблюдаемое в 2011 году. Нижнее правое изображение показывает положение звезды в конце мая 2016 года. Авторы и права: NASA / ESA / P. Kelly, University of California, Berkeley.

Голубой сверхгигант, получивший прозвище Икар настолько далёк, что свету, идущему от него, потребуется 9 миллиардов лет, чтобы достичь нашей планеты.

Астрономы могут изучать галактики, находящиеся намного дальше, однако они видны только потому, что они светятся с яркостью миллиардов звёзд. Кроме галактик на таких расстояниях можно увидеть лишь сверхновые, которые зачастую ярче чем вся галактика, в которой она находится.

К сожалению, отдельные звёзды можно рассмотреть на расстоянии, не превышающем 100 миллионов световых лет.

Однако явление, известное как гравитационное линзирование, может сделать видимыми тусклые, довольно далёкие объекты и помочь астрономам заглянуть дальше в бесконечные просторы Вселенной.

Как правило, такие природные линзы “увеличивают” галактики максимум в 50 раз, но в данном случае звезда Икара была “увеличена” более чем в 2000 раз.

Звезда, официальное название которой MACS J1149 + 2223 Lensed Star 1, была обнаружена на снимках, полученных в период с апреля 2016 года по апрель 2017 года, космическим телескопом Хаббл (NASA / ESA).

“Звезда Икара увеличила свою яркость и стала видимой для Хаббла благодаря процессу, называемому гравитационным линзированием”, – сказал доктор Хосе Диего (Jose Diego), астроном из Института физики в Кантабрии (Испания). “Свет звезды был увеличен не только массивным скоплением галактик MACS J1149 + 2223, но и другим компактным объектом, примерно в три раза массивнее Солнца”.

Фактически наблюдения с Хаббла выполнялись для того, чтобы собрать больше данных о недавнем взрыве сверхновой в той же спиральной галактике, где находится и MACS J1149 + 2223.

Это открытие поможет астрономам получить новые сведения о составляющих скопления галактик. Поскольку скопления галактик являются одними из крупнейших и наиболее массивных структур во Вселенной, изучение их составляющих также увеличивает знания учёных о составе Вселенной в целом.

“Впервые мы видим отдельно взятую звезду, а не галактику целиком”, – добавил доктор Патрик Келли (Patrick Kelly), исследователь из Университета Миннесоты.

После первоначального открытия астрономы снова использовали Хаббл для измерения спектра звезды Икара. На основе полученных данных они пришли к выводу, что Икар – это сверхгигант B-типа.

Такие звёзды чрезвычайно яркие, а их температуры варьируются в пределах от 11 000 до 14 000 градусов Цельсия; что делает их более чем в два раза более горячими, чем Солнце.

Результаты исследования были представлены в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Больше информации: https://www.nature.com/

Хотел бы выразить благодарность проекту “Matematika-club”, где вы найдёте различные онлайн калькуляторы, например, калькулятор дробей: https://matematika-club.ru/Onlajn-kalkulyator-slozheniya-vychitaniya-umnozheniya-deleniya-drobej.